ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ ТЕРЯЕТ МОЛОДЕЖЬ ?
Как воцерковлять современную молодежь, какие методы
в работе с ней эффективны, почему молодые люди активно не участвуют в церковной
жизни? На эти и другие вопросы мы попросили ответить ректора Киевских духовных
школ митрополита Антония (Паканича).
В этом году исполнилось ровно десять лет со дня назначения владыки
Антония ректором Академии. С оглядкой на огромный опыт общения и взаимодействия
с молодежью митрополит Антоний поделился с редакцией портала своими
личными наблюдениями.
Стать
«своим»
Одним из насущных вопросов для Церкви сегодня является
вопрос: «Как привлечь молодежь?» Первая мысль, которая многим приходит в
голову, – стать привлекательным для подростков, стать «своим».
У приверженцев такого мнения рождаются довольно
экстравагантные идеи: православный рэп, православное байкерство, православные
хипстеры и многое другое. Логика проста: молодежь слушает рэп, значит должен
быть православный рэп, чтобы ее привлечь (хотя такой взгляд весьма однобок –
молодежь шире любой из субкультур или музыкального направления). Бывает и так,
что священники изображают комиков и охотно фамильярничают с подростками, чтобы
считаться «своими», забывая при этом о сане.
Но давайте вспомним, что нас самих в свое время
привлекло в Церковь (разумеется, это касается тех, кто пришел в храм в юном
возрасте). Не думаю, что многие посещали Церковь ради каких-то модных фишек.
Шли, потому что хотели найти альтернативу бездушной человеконенавистнической
действительности, искали тихого пристанища, истину, наконец.
Если человек приходит в храм ради развлечений, он там
не останется, ведь его постоянно нужно будет развлекать. И не важно, чем
завлекать: роком, рэпом или тусовками.
Идеалы
Молодежи присущи идеалистичные воззрения. Каждый
молодой человек находится в поиске своего кумира, а порой и недостижимых высот
в силу свойственного юности идеализма и перфекционизма. И именно в этом
главные точки соприкосновения Церкви и молодежи. Церковь может предложить ей
высокие, зачастую непостижимые идеалы – примеры жизни мучеников,
праведников, просветителей и страстотерпцев. Жития святых дадут ей ту пищу для
ума и сердца, тот здоровый задор, которые могут подвигнуть к изучению себя,
мира, Бога, подтолкнуть к поиску истины.
Поэтому сегодня очень важно популяризировать жития
святых, в частности новомучеников, которые жили не так давно, благодаря чему,
особо близки и понятны современникам.
Церковь перестанет быть собой, если не будет
напоминать человеку о вечных истинах, о том, что человек должен бороться с
грехом. Не с чем-то и не с кем-то, а с грехом, который живет в каждом из нас,
ведь именно грех раздробляет, расстраивает природу человека, лишает его
Богообщения.
Земная жизнь пройдет, ведь все на этой земле временно.
Но человек должен помнить, что его истинное предназначение – это Небо. И цель
Церкви – дать это Небо людям. В противном случае Церковь превратится в какую-то
общественную, политическую, социальную или развлекательную институцию.
В чем
заключается счастье?
Всякий человек, и старый, и молодой, и умный, и
простец, хочет для себя добра, все ищут счастья. В чем состоит наше
благополучие? В чем заключается наше счастье? В богатстве, статусе, славе? Эти
вопросы нужно озвучивать в беседах с молодежью, они их остро интересуют.
Многие сегодня дезориентированы, потому важно
объяснять, что мирское веселит и радует, но недолго, потому что человек не
может жить только для того, чтобы ощущать чувственные наслаждения. Они не
доставляют истинного счастья, не способны до конца удовлетворить и насытить.
Получение удовольствий обременяет человека требованиями разнообразия и усиления
впечатлений, утомляет изысканием средств и трудами для их устроения, удручает
болезненной тоскливостью, ощущаемой всякий раз, когда в их употреблении преступается
мера.
Нужно рассказывать об истинном источнике бесконечного
счастья – Богообщении, направлять молодежь к нему, наставлять, не боясь
быть непопулярным, немодным, непонятым. Как говорил классик: «Нам не дано
предугадать, как слово наше отзовется…» Наша задача – сеять.
Вне
Церкви
Завлекать людей можно чем угодно. Часто ставка
делается на энтузиазм и благородные порывы. К примеру, привлечение молодежи к
благотворительной волонтерской деятельности. И это похвально и благородно, вот
только часто можно видеть, как человек участвует в подобных проектах при
церквях, но сам при этом остается вне Церкви, потому что главная работа с ним
не ведется.
Никакая благотворительность сама по себе не есть
добродетель. В конце концов, заниматься волонтерством может кто угодно (и
занимаются). Более того, мы часто видим юных энтузиастов, которые вчера
помогали при храме, а сегодня делают то же самое, но уже от имени радикальных
групп или политических организаций. Да и само волонтерство уже окрашено в
другие, далеко не религиозные, тона.
В работе с молодежью часто наблюдается не только
полезная работа, но и изображение бурной деятельности в виде шумных, но пустых
акций или флэшмобов. Все это конечно ярко и громко, но есть ли
практическая польза от таких дел? «Всякое дерево познается по плоду своему»,
говорит Спаситель. И нам следует держать эти слова в памяти постоянно. Они
должны отрезвлять и одергивать нас.
Привлекать и завлекать народ в храмы – занятие
нехитрое. Гораздо сложнее его там удержать. И еще важнее – показать настоящую
веру. Засвидетельствовать Христа собственным примером.
Записала Наталья Горошкова
Комментарии
Отправить комментарий