Есть ли жизнь на Марсе? Или стоит ли верить во внеземную жизнь?

По сообщению агентство Associated Press Главный астроном Ватикана, священник Хосе Габриэль Фунес, заявил, что вера а инопланетян ни в коей мере не противоречит вере в Бога.

В статье под заголовком "Инопланетяне – братья мои", опубликованной в ватиканской газете "L'Osservatore Romano" он пишет: "подобно тому, как множество существ обитает на Земле, во Вселенной могут быть и другие существа, возможно даже интеллектуальные, тоже созданные Богом. Это не противоречит нашей вере, потому что мы не можем поставить ограничения на Божью творческую свободу".

"Отрицать возможность существования инопланетной жизни – значит ограничивать всевластие Бога, – считает Фюнес. Считаем же мы земных существ "братьями" и "сестрами", так почему бы не предположить, что существуют "братья-инопланетяне"? Если они есть, то они тоже часть мироздания". По мнению священника, поиск инопланетной жизни не противоречит вере в Бога. При этом ватиканский астроном не исключает, что "некоторые инопланетяне, если они существуют", могут быть свободны от первородного греха. Касаясь проблемы спасения души в других мирах, Фунес заметил, что, возможно, они не нуждаются в нем, так как остались в полном согласии с Творцом. Священник Габриэль Фюнес возглавляет обсерваторию Ватикана и сотрудничает с университетами в разных странах.

Иерей Игорь Выжанов, профессор МДА Алексей Осипов  и иеромонах Серапион (Митько) прокомментировали эту статью ватиканской газеты "Инопланетяне - братья мои"…

Вопрос об инопланетянах, возможность существования которых готов признать глава Ватиканской астрономической обсерватории, неважен для Православной Церкви, поскольку не имеет отношения к ее миссии – спасению человеческой души, сказал секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата иерей Игорь Выжанов, передает Regions.Ru.

Представитель Русской Православной Церкви назвал высказывания ватиканского астронома "частным мнением отдельного человека", которое нельзя принимать за позицию Католической церкви в целом. "Данный вопрос, по моему глубокому убеждению, не имеет отношения к основной миссии Церкви, коей является спасение человеческой души", – сказал отец Игорь. По его словам, рассуждать об инопланетянах можно только "отвлеченно и умозрительно", поэтому сама постановка вопроса кажется священнику "праздным любопытством". "А о чем, собственно, речь? Вот если бы действительно был реальный факт – приземлился космический корабль и оттуда вышли инопланетяне – тогда можно было бы серьезно говорить о том, как Церковь к этому относится", – сказал священник.

Отвечая на вопрос о целесообразности подготовки к встрече с пришельцами заранее, он отметил, что сейчас человечество еще не может подготовиться к землетрясениям или цунами, которые уносят тысячи жизней, а хочет подготовиться к "каким-то фантазиям". "Почему в XIV или XV веках об этом не говорили? Это фантазия, которая взбрела в голову человеку, когда технически стало возможно воздухоплаванье. Сама эта тема обусловлена чисто техническим прогрессом, а не объективной реальностью или необходимостью", – считает отец Игорь. Он предположил, что если собрать вместе богословов – и православных, и католических – для обсуждения возможности существования инопланетян с точки зрения Церкви, то найдутся самые различные мнения. "Одни скажут: как мы можем ограничивать действия Бога?! Другие будут утверждать, что земная цивилизация является уникальным творением Божиим", – добавил он. Что касается соотношения различных теорий внеземных цивилизаций с библейским учением о сотворении и истории мира, то, напомнил он, "Библия не обязана описывать технические подробности сотворения мира". "У Священного Писания своя логика и своя цель – общение человека с Богом, приведение человека к Богу, спасение души. В Библии не говорится об устройстве молекул и атомов, о телевизоре, интернете и мобильных телефонах, которыми мы пользуемся сегодня. Библия – это не канал "Дискавери" – заключил священник Игорь Выжанов.

В свою очередь, профессор Московской духовной академии (МДА) Алексей Осипов заявил, что "с точки зрения православного богословия нет оснований говорить о возможности наличия внеземных цивилизаций, которые обладают разумом и что-то созидают". По его словам, такая позиция основана, во-первых, на том, что упоминание о внеземных формах разумной жизни "отсутствует в Новом завете". "Во-вторых, в Церкви имелось очень много людей, которые достигали высочайшей степени богоподобия и святости, и ни один из них никогда не говорил об этом, хотя об очень многих других вещах они говорили", – заметил профессор Осипов.

Кроме того, продолжил он, современная астрономия, "продвигаясь далеко вглубь Вселенной, до сих пор не нашла ни одной планеты, о которой можно было бы сказать, что там есть жизнь, подобная той, которая есть на Земле". "Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации", – подытожил он. Как отметил А.Осипов, Православная Церковь специально не рассматривала этот вопрос, чтобы вынести о нем определенное суждение. В то же время, по его словам, целый ряд богословов, которые занимались вопросом внеземных цивилизаций, пришли к выводу о том, что космический мир слишком богат, и в нем есть явления, которые пока неизвестны. Но с их точки зрения это явления астрономического порядка, а не духовного. Есть, по словам профессора, и другая точка зрения, которая была высказана, в частности, иеромонахом Серафимом Роузом, "очень известным иеромонахом и заслуживающим всякого уважения аскетом XX века", американцем, который сначала изучал восточную философию, "был глубоко вовлечен в поиск истины и после долгих исканий пришел к Православию". Отец Серафим допускал существование "духов, которые окружают земную планету и проникают в человеческий мир и даже воздействуют на отдельных людей или какие-то жизненные процессы". "Он говорил, что эти духи, поскольку не могут быть отнесены к духам святым, то есть к ангелам, на церковном языке называются бесами", – пояснил профессор Алексей Осипов.

"Явление инопланетян может стать одним из чудес антихриста" - так прокомментировал указанную статью иеромонах Серапион (Митько) - заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии.

"Я полагаю, что опубликованная в ватиканском издании статья является очередным эпизодом налаживания Католической церковью отношений со светской наукой. И мнение одного из представителей Ватикана, пусть и авторитетного, не может иметь обязательного значения для католиков. Поэтому я полагаю, что СМИ просто пытаются сделать сенсацию из довольно обыденной ситуации. К тому же, это не первый случай, когда представители Католической церкви выказывают свою симпатию идеям уфологического круга", – сказал в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько).

"Время от времени, на протяжении последних 10 лет в различных католических журналах появлялись публикации, в которых высказывались те или иные идеи близкие к тем, которые предложил общественности Габриель Фюнес, – напомнил иеромонах Серапион. – И в этом нет ничего удивительного. Ведь если рассмотреть этот вопрос по существу, то он окажется очень сложным с богословской точки зрения. Обычно проблема отношения Церкви к возможности существования иных цивилизаций воспринимается как некая лакмусовая бумажка, как критерий к степени "православности" или консервативности мышления того или иного человека. В сложившейся в XX веке традиции богословской мысли принято утверждать, что внеземных цивилизаций не существует, а все уфологические феномены являются продуктом деятельности падших ангелов, то есть демонов. Эта точка зрения представляется вполне православной, однако необходимо отметить следующее: проблема возможности существования иных миров не рассматривалась в классическом святоотеческом богословии, поскольку перед святыми отцами и учителями Церкви не стояло такой научной проблемы".

Вместе с тем, отметил миссионер, святоотеческое богословие осудило учение Оригена. "Оригеновская картина мира допускала существование внеземных цивилизаций. Одной из основных причин осуждения Оригена и его космологии с идеей множественности и цикличности, заключалось в том, что она вступала в противоречие с фактом единственности факта Боговоплощения и единственности спасения во Христе Сыне Божием, и, соответственно, с фактом единственности мира, в котором совершается спасение. Для православного мыслителя проблема признания существования других миров автоматически означает начало дискуссии о возможности спасения этих миров. А поскольку спасение возможно только через Христа, то неизбежно возникает вопрос о возможности или невозможности иного Боговоплощения кроме того, которое совершилось на нашей Земле. Тем самым происходит умаление уникальности голгофской Жертвы", – сказал отец Серапион.

Поэтому, продолжил православный миссионер и философ, "наиболее правильным было бы не задавать лишних вопросов в той сфере, которая не относится прямо к нашему спасению, потому что Божественное откровение дает именно то, что потребно для спасения нашего". "Вопрос же о существовании внеземных цивилизаций не относится к числу вопросов, значимых для нашего спасения. А в той части, когда этот вопрос может оказаться значимым, святые отцы дали на него ответ: Воплощение Сына Божия является единственным, уникальным и неповторимым событием во Вселенной. Но если рассуждать по сути именно вопроса "есть ли иные цивилизации или нет", то можно предположить, что даже если бы они существовали, (а это теоретически возможно, потому что никто, никакой богослов не может ограничить право Творца созидать новые миры), то у нас нет достоверных источников информации о них, т.е. мы не можем знать об их существовании. Поэтому допущение возможности существования иных цивилизаций не является серьезным ударом по христианскому богословию", – считает заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии.

Вместе с тем, отец Серапион отметил, что большинство уфологических феноменов являются "либо игрой воображения человека, либо принятием природных феноменов за уфологические, либо инспирированы какими-то демоническими силами". "Но то, что мы "знаем" об инопланетянах из СМИ из многочисленных голливудских фильмов, мы можем придти ко мнению, что это силы глубоко враждебные человечеству. А что это за силы, святым отцам хорошо было известно – это диавол и аггелы его, падшие ангелы. То, что сейчас вкладывается в образ инопланетян, ранее виделось людьми в образе врага рода человеческого. Поэтому тематика эта для православного человека знакома. И православный человек, который с презрением относится к такого рода явлениям, может испытывать законные опасения относительно того, что некие уфологические феномены, представленные в современной массовой культуре могут быть использованы в негативной эсхатологической перспективе. То есть, совершенно очевидно, что явление "посланцев из космоса" может стать одним из тех чудес, которые начнет совершать антихрист. Поэтому православный человек должен очень внимательно относиться ко всякой информации такого рода", – предостерег отец Серапион.

"Возможность же или невозможность существования иных миров находится за пределами человеческого восприятия, за пределами человеческого познания. Об этом знает только Бог, и только Бог может открыть нам это знание. И если Он не открыл его нам до сих пор, то на это есть серьезные причины. И даже если эти причины нам неизвестны, мы должны с благоговением воспринимать Промысел Божий о нас, который ведет нас к спасению", – подытожил миссионер.

Популярные сообщения из этого блога

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.

КТО ТАКИЕ БАПТИСТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ?

Чем опасно гадание по руке?