Что значит «Христос взял на Себя грехи наши»

«Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1Ин. 3:5) 

Это означает, что «целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богом (ср. 1Ин. 2:2 — «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»; см. 1Пет. 2:21, 24 — «Христос пострадал за нас… Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились»), — так резюмируется Святоотеческое толкование в комментарии Толковой Библии Лопухина на 1Ин. 3:5.
«Грехи наши Он взял на Себя, поэтому и казнь на Него за них возложена, и поношения поносящих (Рим. 15:3) напали на Него. […] Мы в том виновны: наши грехи и хуления хулили Господа нашего, мы согрешили пред Богом нашим и похулили Его, желая Божией чести с Адамом, праотцем нашим, и достойны были вечного мучения и поношения дьявольского, поэтому Иисус Господь наш за нас вступился, и казнь нашу взял на Себя, и платил за нас правде Божией, и чего не отнимал, то должен был отдать (Пс. 68:5). Слава милосердию Его! Помни возлюбленный, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили», — пишет Свт. Тихон Задонский (Письмо келейное 105-е).
Одним из первых  новозаветных свидетельств о безвинном Страдальце, берущем на Себя чужие грехи, являются слова  Св. Иоанна Крестителя в евангельском повествовании о Крещении Господа:
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29) (ц.-слав. «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира»).
«Называя Его Агнцем, (Иоанн) выражает мысль о Его невинности и готовности на смерть; Агнцем Божиим, знаменует, что Он посвящен и приятен Богу; Агнцем, вземлющим грехи мира, указывает на агнцев, которые закалаемы были за грехи людские в Ветхом Завете, и исповедует, что новозаветный Агнец будет заклан за грехи всего человечества», — пишет митр. Макарий (Булгаков) в своем Православно — догматическом богословии (Т. II, изд. 4-е, Спб, 1883 г., С. 140).
Приведем к этому стиху комментарии Свт. Иоанна Златоуста и Блж. Феофилакта Болгарского, исчерпывающе раскрывающих тему.
«Частица: се употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: се, выражая этим, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали. Се Агнец. Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине. Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель. […] Как (поскольку) Иоанн свидетельствовал о предмете столь великом и дивном, который мог привести в изумление всех слушателей, – то есть что (Иисус) один вземлет на Себя грехи всего мира и что величие дара (Его) служит достаточным для того искуплением, – то и приготовляет к такой мысли» (Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 17-я на Евангелие от Иоанна).
«Исследуй, прошу тебя, и сие выражение: «вот Агнец Божий». Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия (53. 7-8). Вот, говорит, Тот Агнец, Которого ищут; Тот Агнец, вот здесь. Ибо естественно, что многих тщательно занимавшихся пророческою книгою Исаии, занимал вопрос, кто бы был Тот Агнец. Итак, Иоанн указывает Его. […] Христос называется «Агнцем Божиим» или потому, что Бог отдал Его за нас на смерть, или потому, что Бог принял смерть Христа за наше спасение. Как мы обыкновенно говорим: эта жертва такого-то, вместо того, чтоб сказать: эту жертву принес такой-то; так и Господь называется Агнцем Божиим потому, что Бог и Отец из любви к нам отдал Его на закалание за нас. — Не сказал Иоанн: «взял» грех, но «берет», потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние. — Агнцы, которых закалали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но Сей Агнец берет на Себя грех всего мира, то есть истребляет, изглаживает» (Блж. Феофилакт Болгарский, толк. на Ин. 1:29). Ср. также его же толк. на Послание к Евреям, 9:26: «явился (Христос) в конце веков, чтобы жертвою Своею, то есть телесной смертью Своею, уничтожить, то есть низвергнуть и обессилить, грех. […] Каким же образом грех сделался бессильным? Тем, что совершавшие его были безнаказанно прощены. Ибо сила греха в том и состоит, чтобы навлечь наказание».
И Свт. Иоанн Златоуст, и Блж. Феофилакт в своих толкованиях поминают пророчества Св. Пророка Исайи, который  примерно за 750 лет до Рождества Христова настолько ясно засвидетельствовал подробности грядущего Искупительного подвига Господня, что его принято называть «ветхозаветным евангелистом». Так, в знаменитой мессианской 53-й главе книги Исайи говорится о Христе, что
«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»; «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас»; «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»; «за преступления народа Моего претерпел казнь»; «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное»; «оправдает многих и грехи их на Себе понесет».
Не удивительно, что чтением именно из книги Исайи (53:7-8) сопровождает священник на проскомидии (первой части Божественной Литургии) вырезание из агничной просфоры т.н. Евхаристического Агнца — кубической части, приуготовляемой для преложения в Тело Христово. И далее, когда после изъятия Агнца священник крестообразно надрезывает его с нижней стороны, он снова ясно свидетельствует о взятии Господом на Себя наших грехов, произнося следующие слова: «жрется (приносится в жертву, закалается) Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот (жизнь мира) и спасение».
Поминаемое Свт. Иоанном Златоустом «прообразование из времен Моисея» — это ветхозаветные жертвы, приносимые по заповеди ради очищения грешников и всего народа от грехов, и заклание пасхального агнца, чья кровь предохранила первенцев израильских от поражения Богом в Египте (см. Исх. 12:3-14) в особенности. Хотя все эти жертвы сами по себе не имели искупительного значения, все они прообразовывали будущую Крестную Жертву Иисуса Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12), «принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих»(Евр. 9:28).
В заключение приведем следующие чрезвычайно проникновенные и догматически отчетливые слова Св. Прав. Иоанна Кронштадского:
«Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Сколь отрадны эти слова для души верующей! В них заключается крепкая надежда наша на бесконечное милосердие Отца Небесного, примирившегося с нами беззаконниками через Жертву правды, принесенную на Кресте за грехи наши, т.е. бесконечную Жертву Сына Своего. Сколько раз согрешали мы в один день и час, не говоря о грехах всего окаянного жития нашего. Как мучили нас грехи наши? Но мы покаялись с верою и упованием сердечным, воззрели к Спасителю, вздохнули, прослезились о своих грехах: и вот они очищены, омыты, прощены; мы обрели покой, свободу, радость. Что это значит? Это значит, что Агнец Божий всякий день, всякий час во все дни живота нашего вземлет грехи наши, отнимает, очищает, забывает их, избавляя нас от вечного за них осуждения. […] Веруйте от всего сердца, без малейшего усомнения, что Единородный, воплотившийся Сын Божий пострадал и за вас, именно — и за вас, чтобы избавить вас от вечных мучений, которым мы должны были подвергнуться по правосудию Отца Небесного, и теперь подвергнемся, если не будем всем сердцем веровать в Сына Его, взявшего на Себя грехи мира, и соблюдать Его заповеди» (Из поучений, сказанных в Великую Пятницу).
  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.