О так называемом пробном браке
Не столь велико зло упасть с неба в грязь, сколь велико зло, сделавшись членом Христовым, лишиться Божественной почести и стать членом блудодейцы (свт. Иоанн Златоуст).
Сразу же оговорюсь, что
речь идёт не о браке, зарегистрированном в ЗАГСе (который признаётся Церковью
как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без регистрации и венчания,
именуемом почему-то «гражданским браком». Поэтому я беру это выражение в
кавычки и далее для удобства, буду называть это явление так. Такая форма существования
получила очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить
в «пробном браке», кинозвёзды и другие общественные люди не стесняются
рассказывать на страницах журналов о своих свободных, «без штампа», отношениях.
Почему людей так привлекает жизнь в подобном «браке»? Ответ очень прост. Все
атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. «Гражданский брак»
иногда называют «пробным»: молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить
как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться. Впрочем, иногда о
регистрации речь вообще не идёт. Муж и жена — самые близкие друг другу люди,
даже ближе, чем дети родителям. Зададим вопрос: «А можно ли быть пробным отцом
или матерью?» То есть родить ребёнка, а если не понравится, отдать в детский
дом? Мало кто не согласится, что это безнравственно. Если любишь, то на сто
процентов. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это не
любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе
«гражданского брака». Известен пример, что в подобном союзе живут как бы с
открытой дверью, через которую всегда можно сбежать. Но если в доме всегда
открыта дверь, то жить в нём холодно, неуютно и опасно.
Однажды на исповедь
пришла ко мне девушка и призналась, что живёт с парнем без штампа. И начала
говорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: «Да Вы же просто
неуверенны, любите ли его». Она подумала и ответила: «Да, Вы правы, я до конца
не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь». Но если вы не уверены в своих чувствах,
просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и
сразу. Самого главного в этом «браке» нет –любви и доверия друг к другу.
В Интернете есть сайт
«Пережить. ru ». Он оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком.
Автор этого сайта пишет о людях, которые уже несколько лет живут в «гражданском
браке»: «В шестнадцать – двадцать лет они начали жить так называемым
гражданским браком, и это длится три-четыре, а чаще – пять лет. Потом вдруг
приходит понимание, что нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается
подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они расстаются навсегда.
Некоторые даже успевают
пожениться, но брак практически сразу распадается. И такой финал закономерен.
Мы недооцениваем воспитательную роль «гражданского брака», а ведь его неспроста
так пропагандируют психологи столь нелюбимого мною «глянца». Такая форма
совместной жизни – это вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это
школа безответственных наслаждений. Поэтому люди в «гражданском браке» и живут
довольно мирно, что бесы их не искушают – зачем сворачивать людей с гибельного
пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться, то
вдруг осознают, насколько резко придётся изменить свою жизнь, возложить на себя
какие-то обязательства. Это приводит к тяжёлым последствиям. Школа
безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию
ответственности и любви.
Любовь — это не вздохи
на скамеечке, а взаимная ответственность. Её то, как раз (особенно у мужчин) в
«гражданском браке» нет. В одном (кстати, совершенно светском) журнале прочёл:
«Для женщины «гражданский брак» — иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия
свободы». Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще всего хотят узаконить
отношения. И понятно почему. Каждая женщина – потенциальная мать и не хочет,
чтобы ребёнок рос без отца и материальной поддержки. Опять же, на алименты,
наследство, квартиру рассчитывать трудно. Интересно, что женщина, как правило,
называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей,
сожительницей, подругой,. и лишь некоторые — женой. Мужики понимают, что ничего
не теряют. Ребёнка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», тоже дело
весьма трудное.
Людям хочется иметь
семью, домашний очаг, любить друг друга, но культ распущенности, наслаждений и
безответственности засосал многих. Люди пытаются найти счастье в «гражданском
браке» и не находят его. Это лишь способ уйти от реальности, забыться и забыть
то, что настоящее счастье возможно лишь, когда супруги полностью верят друг
другу, любят и отвечают друг за друга перед Богом и всеми людьми.
Хочу упомянуть про
духовную сторону этого вопроса. Люди, которые прибывают в сожительстве, ставят
себя вне нормальной церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди очень
редко кто не осознаёт, что это большой грех (как правило, все в этом каются).
Существует мнение: если лиц, находящихся в «гражданском браке» не допускать до
причастия, то это их оттолкнёт от Церкви, и они вообще никогда не придут к
Богу. Думаю, что это полная ерунда. Задача священника не привлекать любой ценой
в храм, а указывать путь ко спасению, иногда направляя и вразумляя. Я,
например, придерживаюсь строгого правила не допускать живущих в «гражданском
браке» до причастия 1.
И не припомню (хотя,
может быть, и было такое), чтобы люди потом покидали Церковь. После я их
неоднократно видел в храме, а некоторые даже заключали законный брак, но об
этом потом. Всё зависит от того, как поговорить с людьми.
Обычно я вежливо
объясняю, что подобная форма отношений не является браком (рассказываю почему)
и причащаться пока рано. Сначала нужно разобраться в своих отношениях и либо
зарегистрировать брак, либо не жить вместе. (Люди должны не рвать все
отношения, а лишь не жить плотской жизнью, ведь не всё к этому сводится. Может
быть, они одумаются и поженятся). Но до этого приступать к причастию нельзя.
Это всё равно, что допускать к причастию человека, который два дня назад впал в
блуд и говорит, что и завтра сделает то же самое. Запрещение причастия это не
есть отлучение от Церкви, анафема; это епитимья. Ясно, что человек немощен, ему
нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в храм, молиться,
исповедоваться, но приступать к Чаше в состоянии постоянного греха нельзя, это
поругание Таинства.
Нельзя говорить
человеку, что чёрное – белое, а его грех – норма. Если Церковь ему не скажет
правду, то кто? Сознание того, что «гражданский брак» ставит его вне евхаристического
общения, вне Чаши, может сильно повлиять на его жизнь. Ко мне пришла как-то раз
женщина. Она хотела причаститься, но сказала, что много лет живёт в
«гражданском браке». Я принял её исповедь, побеседовал, но объяснил, что с
причастием придётся повременить. Она всё поняла, уговорила своего мужчину
зарегистрироваться, и была потом очень благодарна. Случай этот, слава Богу, не
единственный.
Психологу А.В. Курпатову
женщина, живущая в «гражданском браке», написала письмо: «Мой парень никогда не
берет меня на корпоративные вечеринки. Хотя знаю, что там бывают жены
сотрудников. Мы в гражданском браке больше года, и отношения хорошие». Вот что
психолог ей ответил: «Вообще говоря, понятие «гражданский брак» очень обманчиво. Вы считаете своего молодого человека
мужем, но думает ли он о вас как о супруге? Если не берет на корпоративные
вечеринки, скорее всего не думает. Почему ваш брак до сих пор гражданский – в
этом, на самом деле, вопрос. Попробуйте себе на него ответить».
Тот же психолог
свидетельствует: «Кто-нибудь может сказать, мол, подобного стресса можно
избежать, если съезжаться постепенно, пожить сначала чуть-чуть в гражданском
браке. Но тут нас поджидают данные неумолимой статистики, которая со всей своей
неумолимостью свидетельствует: в парах, в которых до официально заключенного
брака есть период сожительства, риск развода выше, нежели в парах, которые до
брака не жили вместе».
Известный журналист
Геннадий Бачинский, недавно погибший в автомобильной катастрофе, как-то сказал
в одном интервью:
«Я прошел через многое,
есть с чем сравнивать. И сейчас для меня очевидно: лучше нормальной семьи
ничего не придумаешь. Когда нет семьи, есть внутреннее ощущение, что ты свободен.
Живете вместе, а ты свободен. Можешь всегда уйти. Человек, который знает, что
не может уйти, ведет себя по-другому.
Точно так же у родителей
и детей: ты не можешь изменить своих маму и папу, и ты вынужден строить
отношения. Так же нужно относиться к своей жене».
Я намеренно привел здесь
высказывания не православных богословов, а совершенно светских людей, чтобы
было понятно, что любой честный, искренний человек рано или поздно понимает:
«гражданский брак» — это ложное, бессмысленное состояние.
Мне нередко приходится
отвечать на вопрос:
«Можно ли обойтись без
регистрации брака в загсе и повенчаться в церкви? Ведь для православного
христианина главным является церковное благословение его брака в Таинстве
венчания?»
Конечно, для
православного человека главным событием супружеской жизни является венчание, но
и регистрация брака – дело далеко не пустое.
Хорошо это или плохо, но
в нашей жизни нельзя обойтись без документов. Документы гарантируют соблюдение
законов, регламентируют права и обязанности граждан.
Например, водителя
останавливает инспектор, шофер показывает ему права и документы на машину.
Иначе как он докажет, что это именно его автомобиль и он имеет право управлять
им?
Если у нас, например, не
будет документов на землю, любой может ночью переставить забор и сказать, что
так и было, или вообще отберет у нас участок.
Мы устраиваемся на
работу – показываем диплом о нашей специальности, он свидетельствует о том, что
мы получили соответствующее образование.
Любителям свободных
отношений без регистрации я бы предложил хотя бы полгода пожить без всяких
документов. Несладко бы им пришлось. Мало кто из нормальных людей готов сжечь
свои документы и уйти жить в леса. (Разве что какие-нибудь сектанты).
Итак, каждый
здравомыслящий человек признает, что документы – вещь необходимая. Но
почему-то, когда речь заходит о регистрации брака, у некоторых этот акт
вызывает просто суеверный ужас. Они ищут любое оправдание, чтобы этого не
делать. Дело тут, конечно, не в документах, а в том, что люди боятся ответственности,
они не уверены до конца ни в себе, ни в другом человеке, боятся потерять
свободу, независимость.
Но роспись – не
«пачканье документов», не «колотушка в паспорте», как говорят иные поборники
«гражданского брака», а вещь весьма серьёзная.
Муж и жена
свидетельствуют, что они собираются жить одной семьёй и нести взаимную
ответственность не только перед Богом и друг перед другом, но и перед обществом
и государством.
Нередко можно слышать,
что в древности люди вступали в брак без всякой росписи, да и Таинство венчания
сформировалось окончательно в том виде, как оно совершается сейчас, только к
XVII веку. И что вроде бы раньше всё было как-то проще.
Обратимся к истории
брака. В Римской империи, которая была государством в высшей степени правовым
(за актами гражданского состояния следили, вспомним хотя бы перепись населения,
когда Дева Мария и Иосиф Обручник пошли записаться в свой родной город
Вифлеем), существовал брачный договор. Этот документ защищал права и
обязанности супругов. Он подписывался ими в присутствии свидетелей. Законным
браком считался только союз, скреплённый юридически.
Конечно, были и другие
формы сожительства, но законной силы они не имели и браком не считались.
Например, существовал так называемый конкубинат. Слово это говорит само за себя,
в переводе с латыни оно означает «вместе лежу». Конкубинат распространился
после введения новых, более строгих законов о браке. Браком он не считался, это
было просто сожительство. Например, женщина в конкубинате не могла получить
сословных и имущественных привилегий.
Конкубинат осуждался
святыми отцами, в том числе Василием Великим. И в Византии такое сожительство
встречалось.
У других народов,
например у древних евреев, брачному обряду предшествовало составление брачного
договора. Он также определял взаимные обязательства мужа и жены.
Христианскому венчанию
предшествовало обручение. В первые века христианства обручение было отделено от
венчания. Оно было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и
установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан.
Обручение совершалось
торжественно, в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный
договор. Последний представлял собой официальный документ, определяющий
имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Жених и невеста обменивались
кольцами.
Уже в Российской империи
до революции вступить в брак можно было только обвенчавшись или совершив другой
религиозный обряд согласно исповеданию супругов. Людей разных вероисповеданий
не венчали. Венчание имело и юридическую силу. Церковь вообще тогда вела записи
актов гражданского состояния, которые сейчас фиксируются в загсе. Когда человек
рождался, его крестили и записывали в метрическую книгу, когда венчался —
выдавали свидетельство о венчании.
Дети, рожденные вне
брака, считались незаконнорожденными. Они не могли носить фамилию отца,
наследовать сословные привилегии и имущество родителей.
Расписаться без венчания
и венчаться без росписи было просто невозможно по закону.
Это следует знать тем
людям, которые всячески стремятся обвенчаться без регистрации. Всеми правдами и
неправдами уговаривают священника из повенчать, а оформить свои отношения не
спешат. Святейший Патриарх уже не раз говорил на ежегодном епархиальном
собрании, что венчать пары можно только при наличии регистрации брака.
К сожалению, мы видим,
что распадаются и венчанные браки и для многих венчание не является
препятствием к разводу.
В духовной жизни могут
наступить периоды охлаждения веры, тогда венчание уже не будет связывать мужа и
жену и ничто не будет им мешать разбежаться. Человеческие чувства – вещь весьма
переменчивая.
Брак, семья должны быть
защищены. Хорошо, если вы полностью доверяете друг другу, но может случиться
что-то, не зависящее от вас. Положим, мужчина и женщина долго живут без
регистрации, у них родились дети. И вот муж погибает в автокатастрофе.
Появляются законные наследники. Например, дети от первого брака или ближайшие
родственники. И начинаются очень большие проблемы. Женщина может остаться ни с
чем. А всё потому, что человек не захотел вовремя позаботиться о близких ему
людях.
Я уже сравнивал
отношения мужа и жены с отношениями родителей и детей. Может быть, немного
повторюсь, но хотелось бы развить эту аналогию.
Допустим, мать родила
ребёнка, но не хочет вписывать его в свой паспорт (не хочет «марать документ»),
не хочет, чтобы её имя упоминалось в свидетельстве о рождении. Но всё-таки
желает, чтобы ребёнок жил с ней, чтобы она занималась его воспитанием. Подобная
ситуация невозможна. Такую мать лишают родительских прав и предают малыша в дом
малютки. Права ребёнка должны быть защищены. Ребёнок должен быть прописан к
матери, она обязуется проявлять заботу о нём. И это фиксируется документально.
Но супруги – люди ещё
более близкие, чем родители и дети. Мать и ребёнок – это первая степень родства,
а супруги – нулевая. Даже по светским гражданским законам они являются более
близкими людьми, чем дети и родители. Это отражено, например, в наследственном
законодательстве. Супруги – наследники первой очереди, а дети – второй.
Если люди уверены в своих
чувствах, то, наоборот, стремятся побыстрее зафиксировать отношения каким-то
видимым образом, закрепить их. И то, что они этого не делают, говорит об одном:
сознательно или подсознательно они не уверены в своих чувствах.
1 В этом случае я руководствуюсь 26-м
каноническим правилом свт. Василия Великого, которое гласит: «Блуд не есть брак
и даже не начало брака». Это сказано не про обычный блуд, а про сожительство
вне брака. И людям, находящимся в таком состоянии, святитель дает епитимью как
впавшим в блуд.
Комментарии
Отправить комментарий