Великое чудо Божие. Схождение Благодатного Огня.
Схождение Благодатного Огня года остается необъяснимой
тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем,
согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии, - внутренней
часовне иерусалимского храма Гроба Господня - только по молитве православного
патриарха. Считается, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным
предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме,
погибнут…
Воскресение Христова - Пасха, перед которым происходит
описываемое событие - величайшее для христиан событие, являющее собой знамение
победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и
освященного Господом Иисусом Христом.
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с
Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света).
История
Благодатный Огонь является в храме уже не первое
тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун
Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии
Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.
По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет
осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из
апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и
высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь
была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно," -
читаем мы у церковного историка Григория Нисского.
"Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе
ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей
"Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла,
патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской
купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в
продолжение всей пасхальной службы.
Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман,
католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В
Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по
совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием
Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом."
Для обозначения гробницы это слово применяется в
единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и
Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес,
первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия
представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров
в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня.
Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая
Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная
камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием,
и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9
метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня,
который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и
сидел, обращаясь к женам-мироносицам.
Современный Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный
комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное
сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена
Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов
Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой
равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими
собственными престолами.
На территории Храма Гроба Господня расположено несколько
действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений,
галерей и т.п. Причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским
вероисповеданиям.
Например, церковь францисканцев и алтарь гвоздей —
католическому Ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены, придел «Три
Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь
на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни —
Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме,
принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
С того времени, как Иерусалим стал принадлежать
православным христианам, Храм Гроба Господня находится в черте города,
обнесенного при султане Сулеймане высокой квадратной стеной; длина каждой из
четырех сторон ровно один километр.
Церемония
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается
приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно,
празднуется в иной день чем у других христиан.
В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники,
желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди
присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за
церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч
человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также
оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей
храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
"Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила
были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно
наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри
часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов
священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада,
наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а
по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких
стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним)
закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином .
"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному
времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались
первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно.
Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими
вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы,
предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.
"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии
и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство
в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей
митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует "камень
миропомазания", идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем
между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы,
исчезает в большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм
вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является
обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на
плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал
Православным Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль эл Мессиа"
("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") -
скандируют они.
Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам
выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть
такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет
и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
"Во времена, когда Иерусалим находился под
британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти
"дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не
сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь
снизошел."Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры
Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.
Во что же веруете вы?
"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось
небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко
от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли
росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно
закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса,
роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на
Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." - пишет
паломник.
В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху
конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных
Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении
армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия
минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан
Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли,
камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После
этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его
разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было
видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было,
способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный
"контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие
его перед вхождением в Кувуклию.
Надеясь уловить православных на подделке городское
мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те
обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим
или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом
так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские
полицейские следящие.
Незадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру
большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по
числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи
(последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их
запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту;
православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается
свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и
исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода
патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не
только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской
Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним
для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники
обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не
произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от
пяти минут до нескольких часов.
Схождение
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками
Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной
съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей
над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг
ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма
мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через
стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным
молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы
стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.
Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи.
Комментарии
Отправить комментарий