Времена тяжкие в дни последние

Во Втором послании к святителю Эфессскому и своему любимому ученику Тимофею апостол Павел писал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».


О каких днях, временах и людях предупреждал апостол Павел любимого ученика? Каким были люди тех времён? Как складывались их отношения? Или же это послание адресовано нам, живущим ныне?

Сейчас трудно представить себе, какими были те люди, среди которых жили и проповедовали святые апостолы, ученики Христовы и их ученики. По логике повествования апостол Павел наставлял святителя Тимофея о временах, в коих и надлежало жить святителю Тимофею и его пастве. Иногда нам лестно думать, будто мы значительно отличаемся от современников апостола Павла и его учеников в выгодную сторону. Современное высшее образование, достижения науки и техники, поражающие наше сознание технолигии и не известные ранее открытия создают иллюзию, что мы лучше, разумнее и совершеннее тех, кто жил во времена апостолов.

На память приходит беседа с двумя нидерландцами, врачами-стоматологами, судя по всему, протестантами по вере. Рассуждая о трагических событиях на Ближнем Востоке и о последствиях разрушительной бесцеремонной политики США и Евросоюза в странах Восточного региона, они искренне сетовали о бесконтрольном наплыве беженцев и трагедии народов, оказавшихся заложниками этих бесчеловечных геополитических экспериментов. Когда же мы заговорили о причинах необъяснимой, ужасающей жестокости боевиков к мирному населению, они неожиданно для меня заявили, что всё дело в религии.

По их мнению, именно дикий и необузданный религиозный фанатизм любой религии, включая христианство, является детонатором, взрывающим нравственные устои человеческого общества. Судя по заверениям моих собеседников, в Европе такого никогда не случится, ведь европейцы — люди иного сорта, другого времени и современных, лишённых религиозного фанатизма, убеждений. Мои возражения, что искренне верующий в Бога и знающий свою веру человек не станет убивать себе подобных, они восприняли довольно высокомерно, заметив, будто между ними и отсталыми, пусть и верующими народами Ближнего Востока, — огромная разница. Наш разговор закончился на мирной ноте, однако мне представляется, что каждый остался при своём мнении…

Как мы знаем из истории Римской империи, во времена святителя Тимофея город Эфес был крупным портовым городом, сосредоточением культур и народов, древних культов и поклонений языческим богам. Древний Эфес можно сравнить с нынешними портовыми городами Роттердамом, Санкт-Петербургом, Антверпеном или Гамбургом. Бурная жизнь современных портов вряд ли отличается от жизни древнего Эфеса. Сегодняшние жители их являют нам свидетельство того, что человеческая природа осталась прежней.

Размышляя над словами апостола Павла в приложении к нашей жизни, трудно сказать точнее, чем это сделал апостол о временах нынешних. Что не случилось в наши дни, о чём умолчал водимый Святым Духом апостол? Какие качества ума, души и сердца не явились ещё в нашей повседневности?

Внимательному исследователю внутреннего «склянца души своея» открывается пронзительная неприглядность нашего сердечного устроения. По словам святых отцов Церкви, всё, что волнует, тревожит, будоражит наши сердца в событиях повседневности, что болезненно отражается в личных переживаниях, есть «ветви, цветы и листья», растущие от семян греха сердец наших. Именно в собственных сердцах мы должны искать корни всех бед и зол, которые, стремительно разрастаясь, изменяют нашу жизнь быстрее, чем мы можем уследить.

Назойливое всемирное «информационное поле» сообщает нам о жизни во всех уголках нашей, ставшей такой маленькой, планеты. Как быстро мы судим, сколь «цветисты» и многоречивы наши досужие рассуждения о геополитических материях! Зато несравненно мало внимания уделяем мы нашему внутреннему устроению и исправлению сердец наших!

За временами, в которые жил и проповедовал апостол Павел, наступили тяжкие годины жесточайших гонений на христиан, когда воссиял целый сонм мучеников и исповедников веры Христовой, — вплоть до середины четвёртого века. Из жития святителя Тимофея Эфесского мы знаем, что и сам он принял мученическую смерть от рук язычников около 80 г. первого века. Об этом ли предупреждал его апостол Павел, прозревая Святым Духом мученическую кончину любимого ученика, или взгляд его обращался к нам, живущим теперь? «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось».

И опять же, прикладывая слова апостола к тому калейдоскопу новостей из разных слоёв нашей «медийной» жизни, поневоле задумываешься о том, что эти слова как нельзя лучше отражают реалии нашего «последнего» времени.

иерей Анатолий БАБЮК,

клирик храма в честь святого благоверного Александра Невского,
Леердам, Нидерланды


Популярные сообщения из этого блога

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.

Чем опасно гадание по руке?

КТО ТАКИЕ БАПТИСТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ?