Человек не создан для работы?

Рабочий день давно кончился, но один сотрудник не спешит уходить -- зачем ждать понедельника, если новый проект можно начать прямо сейчас? Полезен ли для души такой труд? Если задуматься, оказывается, наше отношение к труду не так однозначно. Верующий человек во всем стремиться найти смысл и промысел Божий. Что для нас работа -- повинность, способ заработать на жизнь или ее смысл? Слово «трудоголик» нынче в моде, но правда ли, что трудоголик -- идеальный работник? На трудоголизм проверяла себя корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.


Где найти сотрудников, если все ушли в работу с головой

Директор, вернувшись из отпуска, видит, что без него никто толком не работал. Такой «сюрприз» может поджидать любого руководителя вне зависимости от уровня зарплаты его сотрудников. На предприятиях с большим количеством социальных бонусов люди работают ничуть не лучше, чем на всех остальных. «Хороших работников нынче ни за какие деньги не найти, -- жалуются руководители, -- а если человек не болеет душой за свое дело, он годен только апельсины перебирать».

Надежда Джинчарадзе, директор департамента по работе с персоналом девелоперской компании: «Правильное отношение к работе -- это в первую очередь ответственность. Мечта любого работодателя: если сотруднику что-то поручили, то он сделал качественно и вовремя, если по ходу дела понял, как можно лучше, сказал об этом, а если понял, что не получается, -- заблаговременно пришел с этим к начальнику. Вроде такая простая и правильная схема, а работает редко. Почему? У каждого человека, который не справляется, есть своя причина, но, на мой взгляд, главные причины две. Как ни странно, людей не учат работать. Если человеку попадается в какой-то период начальник, который задает ему стандарт, воспитывает его как сотрудника, обучает, то у него больше шансов в дальнейшем занять адекватную позицию. И вторая причина: многие сотрудники сейчас не так сильно мотивированы тем, чтобы удержаться на конкретной работе, потому что спрос на сотрудников превышает предложение».

Как ни странно, но наравне с жалобами руководителей на отсутствие хороших работников у нас все чаще звучит слово «трудоголик». Так называют человека, который все свое время проводит в работе. А вот причины для этого могут быть самые разные, порой совершенно противоположные. Есть люди, которым не хватает профессиональных навыков или организованности, чтобы сдать работу в срок, но зато они всегда готовы задержаться внеурочно -- хоть до ночи. Трудоголики они или просто ответственные люди? А есть другой тип -- менеджер, управляющий бизнесом, предприниматель… Это миф, что предприниматель -- сам себе хозяин. Он гораздо менее свободен, чем уборщица у него в конторе. Ведь от него зависит множество людей, у него огромное количество обязательств. Уборщица может каждый год говорить весной: «Все, увольняюсь» -- а осенью снова наниматься на работу. Чем выше должность, тем меньше у человека свободы и больше ответственности. И управляющий бизнесом почти никогда не может ровно в 18.00 уйти домой. Как понять, трудоголик этот человек или нет?

Денис Новиков, православный психолог: «Симптомы трудоголизма похожи на симптомы любой другой зависимости. Трудоголик -- это человек, который с трудом распоряжается своим свободным временем. Он не умеет отдыхать и не имеет интересов помимо работы. И когда такой человек оказывается вне цепочки профессиональных интересов, трудовых целей и свершений, он впадает в состояние тревоги». Мотивация у трудоголика может быть любой, но как алкоголик не может не пить, так трудоголик не может не работать. Вне трудового процесса он как бы не существует вовсе. Почему это происходит? «Решать личные, семейные, духовные проблемы сложнее, чем работать. Карьеру строить проще, чем личную жизнь. В данном случае труд -- это страсть, работа становится процессом, который подчиняет себе все остальное», -- считает психолог.

Трудоголик -- белка в колесе

Задачи, которые ставит работа, проще и понятнее, чем задачи, которые задает жизнь. И человек «уходит с головой» в работу. Еще один текст, еще один график и… понимаешь, что работа -- не марафон с фанфарами и отдыхом на финише, а беличье колесо, которое от твоих усилий крутится все быстрее.

Алексей Захаров, президент компании SuperJob: «Трудоголизм -- болезнь души. И как любую болезнь, самому человеку ее сложно в себе увидеть. А если это зашло далеко, самому ее не вылечить. Вместо вещей, которые для души полезны, на их место встает работа, которую всю никогда не переделать. Чтобы не стать “рабом на галере”, у нашей компании есть слоган: “Работа должна доставлять удовольствие”. Важно выбрать работу по душе, тогда все получится играючи».

Надежда Джинчарадзе: «Человек, который готов работать много, для работодателя выгоден. Но только в том случае, если он адекватно понимает и разделяет задачи, которые перед ним ставятся. Беда в том, что трудоголик не всегда адекватен, он за свою работу цепляется, прячется за нее. Очень трудно приходится коллективу, если в нем начальник -- трудоголик. Если программист тихо сидит на своем участке день и ночь и не видит ничего, кроме работы, то для работодателя это неплохо. Но начальник-трудоголик задает такой темп и количество работы, которое может оказаться непосильным для подчиненных, и, как следствие, они будут искать себе другую работу. А ведь кроме работы у многих людей есть семья, и если человек “живет” на работе, его близкие страдают. Мне кажется, такой человек должен задуматься, не является ли для него работа ширмой, за которой он скрывается от проблем?»

Денис Новиков: «Трудоголики были всегда. В советских фильмах мы видим, что человек на грани жизни и смерти вместо того, чтобы думать о личном, о душе, думает о том, какую работу он не успел сделать. Трудоголизм -- зависимость, поощряемая обществом. Человека, который хорошо трудится, уважают. Он получает суетную славу и ради этого готов вкалывать сколько угодно. Не все страсти и зависимости осуждаются обществом. Алкоголик обществу мешает, а “человек работающий” чрезвычайно удобен, он соответствует социальным ожиданиям, им проще управлять. Кстати, трудоголизм и алкоголизм часто идут рука об руку -- человек обращается с жалобой на алкогольную зависимость, а начинаешь разбираться в причинах, и оказывается, что он не может расслабиться после работы. Общество “заточено” под трудовой процесс, и человек, включаясь в него, становится “болванкой” на конвейере.

Однако труд не является базовой потребностью человека. Делать добрые дела, развиваться духовно, заботиться о семье -- вот реальные потребности человека. Но у человека нет потребности пить алкоголь и работать. Это -- средства, а не цель. Алкоголь -- средство для улучшения настроения, работа -- средство для того, чтобы что-то создать и заработать на жизнь. Чтобы прояснить истинные цели человека, бизнес-консультанты любят задавать вопросы: “Если бы у тебя осталось полгода жизни, что бы ты стал делать?”


“Что ты будешь делать, когда сделаешь эту работу?” -- вот вопрос, который нужно себе задать. Любое дело требует определенной затраты усилий, но, когда работа завершена, обычный человек получает удовлетворение и освобождает время и душевные силы для чего-то другого. А если после того, как ты закончил одну работу, тебе немедленно нужна новая цель, без нее как-то неуютно, то тут есть, о чем задуматься».

Труд -- проклятие?

А если речь идет не о работе в обычном понимании, а о христианском служении? Ведь добрые дела также могут занимать массу времени, могут не оставлять человеку жизни «для себя». И кто-то скажет -- вот молодец, всего себя отдает людям. А вдруг этот подвижник -- трудоголик? 

Протоиерей Александр Степанов, председатель отдела благотворительности Санкт-Петербургской митрополии, главный редактор радио «Град Петров»: «Если человек чувствует, что его служение начинает захватывать его слишком страстно, он не может ни о чем другом думать, если он встает на молитву, а у него в голове одни дела, пусть даже самые добрые, значит, уже что-то не в порядке. Потому что главное-то наше стремление -- соединение с Богом. Конечно, богообщение может быть и через общение с человеком, но очень часто получается, что никакого приближения к Богу нет. А уж если раздражительность появляется к людям -- то какое уж тут богообщение.

Конечно, служение невозможно без отдачи себя, но нельзя забывать и о своем внутреннем состоянии. Когда человек теряет в результате своего доброделания внутренний мир и равновесие, то его добрые дела могут оказаться не во славу Божию. Если человек работает или служит творчески, он не может выключать себя из своего дела автоматически. Но есть грань. Ее определить должно помочь чувство меры. И если чувствуешь, что теряешь равновесие, способность к молитве -- свое служение нужно нормировать. Например: я хожу в хоспис не три раза в неделю, а один». 

На работе человек проводит значительную часть жизни, напрягая все свои силы. А плоды наших трудов тленны и сиюминутны. Так стоит ли вкладывать в труд душу? Один резчик по дереву делал оклады для икон. И считал, что посвящает свою жизнь занятию достойному и богоугодному. Но однажды ему приснилось, что после его смерти все его работы попали на помойку. Мастер проснулся в холодном поту -- ведь кроме своей работы он ничего в жизни не сделал. Труд -- это потребность человека или его проклятие? Этот вопрос мы задали священнику Михаилу Гуляеву, и. о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе:
-- Это серьезный богословский вопрос. Если в двух словах, то труд -- это и потребность, и проклятие. Но это не значит, что Бог человека проклял и теперь наказывает его трудом. И если до грехопадения труд был только радостью («И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»; Быт. 2, 15), то сейчас стал постоянным преодолением тленного разрушения. А так как полностью его преодолеть невозможно, то и труд наш -- тяжелый и скорбный. Проклятие -- в том смысле, что в мире после грехопадения хлеб свой приходится добывать, постоянно пытаясь преодолеть смерть и тление. На поле, где мы трудимся, вырастают «волчцы и тернии» и стремятся свести на нет все наши усилия. Преобразить и изменить этот мир способен только Бог Духом Святым. А человеческие усилия здесь почти бесполезны. Но это не повод падать духом и увольняться с работы. Наоборот, повод признать свою слабость и попросить помощи. Там, где человек признает свою немощь и просит помощи у Бога, происходят чудеса. Об этом много знают монахи. Они испокон веку трудились для пропитания, но не пытались этот мир изменить, потому что понимали, что руками его не возделать. Но они осознавали собственную слабость и немощи и просили помощи у Бога, и в результате этот мир преображали в цветущий сад.

Трудоголизм может иметь разные причины. И чтобы с ним бороться, нужно понимать, в чем корень такого поведения у этого конкретного человека. Из-за чего он целыми днями трудится? В советские времена трудоголики подпитывались идеологией, сейчас чаще трудоголиками становятся из-за денег. Но это первичный мотив. А дальше человек уже перестает себя контролировать и не помнит, зачем и почему он в это попал. Помните притчу о блудном сыне? Его возвращение началось с того, что он «пришел в себя». Первое, что нам нужно сделать, на минуту остановиться и прийти в себя. А потом задуматься и попытаться понять причину своего печального состояния. Для чего я тружусь? От чего я бегу, к чему я иду? Кому и что я хочу доказать? Трудоголизм ведь тоже разновидность гордыни -- доказать всему миру, что я сам могу. И человек «костьми ложится», забывая о том, что созданное им может рухнуть в один миг. Радость труда -- в творчестве, в общении с Богом, но не в самом трудовом процессе. Не надо искать радость там, где ее нет.

Человек склонен воспринимать труд как тяжелую обязанность по добыче пропитания для своей семьи. Но ведь каждому из нас Бог дал какой-то талант, и если выбирать работу по склонности души, то и тяжесть труда ощущается меньше. Мы ведь каким-то глубинным знанием понимаем, что совершенства на земле не достичь, что оно будет только на небе, но все равно нужно к нему стремиться. Все равно элемент творчества, элемент соработничества Богу мы в труде ощущаем. Человек -- единственное в мире существо, которое обладает свободой. Творчество -- это и есть знак данной Богом свободы. Вот мы и трудимся, чтобы в своей жизни через труд реализовать талант. Но надо понимать, что труд этот скорбный, не надо надеяться только на свои силы. Мы должны стараться с помощью Божией выполнить свое земное «задание» как можно лучше.


Алиса ОРЛОВА

Популярные сообщения из этого блога

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.

Чем опасно гадание по руке?

КТО ТАКИЕ БАПТИСТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ?