О монашестве
«Монашество не есть учреждение человеческое, а Бо́жеское,
и цель его, отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его,
посредством покаяния и плача, с Богом, раскрыв в нем отселе Царствие Божие,
говорит святитель Игнатий Брянчанинов. - Милость из милостей Царя царей – когда
Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач
и когда причастием Святого Духа освободит его от насилия страстей и введет в
предвкушение вечного блаженства».
Многим современным людям непонятен смысл монашества.
Монашество, благословленное Церковью, - это путь к Христу, к обретению в Нем
вечной жизни. Слово "монах" по-гречески означает
"одинокий",
"отшельник". По-русски - "инок", то
есть иной, другой. Желающий стать монахом после соответствующего испытания
принимает обеты целомудрия (безбрачная, бессемейная жизнь), нестяжание
(отсутствие собственности) и послушания Священноначалию и духовному отцу. Своим
трудом, как видимым воплощением деятельной любви, монахи создавали подобие рая
на земле - нынешний Валаам даже после полувекового разорения является одним из
самых ярких тому примеров.
Но главное предназначение монаха все же не в этом.
Молитва за ближних и дальних, за "ненавидящих и любящих", за весь
мир, лежащий в грехах (и, быть может, стоящий еще лишь благодаря молитве
праведников и подвижников) - вот главное дело монаха. Очистив молитвенным
подвигом сердце, многие иноки с любовью помогали людям, могли исцелять от
душевных и телесных недугов.
В Валаамском монастыре существует несколько ступеней на
пути к монашеству: трудник, послушник, инок и монах. В былые времена каждая
ступень длилась 3 года. Ныне же срок монашеского искуса несколько уменьшился.
Однако здесь, как и везде, существуют исключения - встречаются люди, готовящиеся к монашескому
постригу в несколько раз дольше, чем это происходит обычно. То есть прохождение
данных ступеней – дело сугубо индивидуальное и зависит от личных качеств
кандидата.
Считается, что первым монашествующими были Сам Господь
Иисус Христос и Пресвятая Богородица, заключившие в себе всю глубину подвига, к
которому стремится всякий монах.
Но официально, начало самого института общежительного
монашества положил преподобный Пахомий Великий (ок. 292-348 гг.). И во многих
Афонских храмах это иконографически прослеживается: справа от входа в храм
изображается преподобный Пахомий в мирской одежде, и рядом с ним ангел Божий в
монашеском одеянии. И ангел указывает перстом своим на куколь, надетый на его
голове, и держит в другой руке свиток с надписью: «О сем образе удобно
спасешися». То есть, шествуя этим путем, проходя свой подвиг по этому образу,
ты сможешь обрести совершенство, недоступное в миру, среди его шума и суеты.
На Руси монашество началось почти одновременно с
принятием христианства. Основателями монашества на Руси были преподобные
Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий
говорит: «Монашество – это дар Божий, пользуясь которым человек может взойти на
богообразную высоту голгофскую и приобщиться тому совершенству, к которому
призван каждый из нас. Отцы воспринимали монашество, как здравницу, лечебницу,
куда приходят не только люди совершенные, но и страждущие, больные, ча́я
исцеления. И начинается наше покаяние, к которому априори призван всякий
христианин с отрицания: это нельзя, то не положено, туда не ходи, этого не
говори, это не ешь. И, с точки зрения людей не церковных, не верующих, монахи –
это самые бедные и несчастные люди. Но не так это на самом деле. Ведь как
говорили отцы: «Если бы мир знал то блаженство, которым утешает Господь
избранных своих, монашествующих, то весь мир отрекся бы от всего и последовал
бы этому блаженному призванию».
Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое
решение: «отречься от мира», т. е. отказаться от всех мирских интересов и
развивать в себе дух – высшую часть души, во всем исполняя волю своих духовных
руководителей.
Прибывший в монастырь и имеющий желание посвятить себя
монашескому подвигу, не должен иметь удерживающих его в миру обстоятельств - в
виде престарелых родителей, супруги, несовершеннолетних детей, неоплаченных
долгов или судебного преследования. Ничто не должно связывать насельника с
миром, поэтому, уходя из мира, следует отсечь все свои привязанности и связи с
ним.
Желающий же
убежать от проблем и не желающий учиться их решать в миру, долго в
монастыре, как показывает практика, не задерживается. Жизнь в монастыре – это
постоянная, непрекращающаяся борьба с диаволом, и с самим собой. И эта борьба
требует, помимо всецелого упования на Бога, огромных внутренних усилий и
огромной силы воли. Слабовольные и слабохарактерные здесь просто не смогут
остаться.
Иноческая жизнь, или монашество, — есть удел только
немногих, имеющих «призвание», т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой
жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Господь:
«Кто может вместить, да вместит». (Мф. 19, 12).
Святитель Афанасий Великий в своих трудах пишет: «Два суть чина и
состояния в жизни: одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е.
супружество, другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может,
т. е. девство или состояние иноческое».
Комментарии
Отправить комментарий