Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Назвать этот день праздником, даже самым
большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого
события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из
нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день
называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви
как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл
нашей веры.
«Слово «Пасха», – пишет святой
Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот
праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в
воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от
рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий,
чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на
Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть
чадами Божиими» (Ин. 1,12).
Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.
По иудейским обычаям, гроб представлял
собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и
благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру
закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним
исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а
в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя
делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.
Благочестивые женщины, ученицы Христа,
очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он
ушел в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в
воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к Гробу, чтобы исполнить
все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот отчего тех женщин
мы называем женами-мироносицами.
«По прошествии субботы, на рассвете
первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И
вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес,
приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как
молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в
трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не
бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес,
как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее,
скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» (Мф. 28,1-7) – так повествует
Евангелие.
Женщины, изумленные самим фактом явления
им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев,
что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто
тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они
вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три
дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»
(Мф. 12,40). Они вспомнили и другие слова Христа о Воскресении через три дня
после смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что
слова о Воскресении – это метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не
в прямом смысле, а в переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось,
что Христос воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин
сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам… А
стражники, которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от
удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.
Это сейчас мы точно знаем, что после
мучений Христа будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое
Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный, ненавидимый
властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И ничто не вселяло
в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со страшными словами: «Боже
мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк. 15,34). И вдруг ученицы Христа сообщают им
такую радостную новость…
Вечером того же дня апостолы собрались в
одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались
верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно
человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования
властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал:
«Мир вам!»
Кстати, апостола Фомы в воскресенье в том
иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о чуде, Фома
не поверил – за что, собственно, и был про-зван неверующим. Фома не верил в
рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока собственными глазами не увидел
Его. А на Его теле – раны от гвоздей, которыми Христа прибивали к Кресту, и
пробитые копьем ребра Спасителя… После этого Фома, как и дру-гие апостолы,
пошел проповедовать – донести до каждого Благую весть. И мученически умер за
Христа: он-то точно знал, что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не
заставила апостола перестать говорить об этом людям.
После этого Господь являлся апостолам, и
не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего
Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему
не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников.
Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с
ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было
невозможно – в то, что Христос воскрес!
Апостол Павел, который вообще никогда не
видел Христа в Его земной жизни, но ко-торому Он явился после Своего
Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша
тщетна... то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,17-19).
«Своим Воскресением Христос дал людям
постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения,
спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного
подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного
смысла Христовой жизни», – это слова из пасхальной проповеди архимандрита
Иоанна (Крестьянкина).
Христос воскрес и вознесся на Небо, но Он
всегда присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему –
на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к людям
с Телом и Кровью воскресшего Христа…
И нет на земле слов радостнее, чем те, что
говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней:
«Христос воскресе! Воистину воскресе!»
Пасха.ру
Комментарии
Отправить комментарий