ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

«Для православного христианина очень важно быть на Литургии и причаститься, чтобы стать сопричастником Тайной Вечери» — заведующий отделением церковного устава Киевской клиросной школы диакон Святослав Сёмак.

— Что празднует Церковь в день, называемый Великим Четвергом?
— В богослужебных книгах этот день именуется – «Великий Четверток». Это день, в который Церковь воспоминает установление Таинства Святого Причащения. Именно этот день, вечером, состоялась
последняя трапеза - Тайная Вечеря Христа со своими учениками. После трапезы Господь разломал на кусочки хлеб и раздал его со словами:«Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов…» (Мт. 26:26) Потом Господь пустил по кругу чашу с вином: «… пейте из нее все, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мт. 26:27-28).
Так Господь установил Таинство Причащения, сказав ученикам: «…сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:25).
Главное, зачем Господь пришел на землю — это не искупление грехов человечества, не прощение человека Богом за то, что он преступил когда-то Его волю. Господь пришел, чтобы человека спасти, излечить его от последствий греха, вернуть ему бессмертие, сделать то, что сам человек сделать не в состоянии.
Христос воплотился, взяв на себя две природы: Он был полностью Богом и полностью человеком. И Божеством Своим Он исцелил поврежденную человеческую природу.
Таинством Причащения Он дал нам присоединиться к этому Божественному началу в человеке – Христос дарует нам Свое Тело и Кровь, которыми мы можем причащаться и, тем самым, к своей поврежденной человеческой природе «прививать» Христову природу, исцеленную Им. И в нас начинают течь соки Божественной жизни.
В этом и состоит основное значение Великого Четверга – мы воспоминаем день, когда причастие совершилось впервые.

— Чем отличается служба Великого Четвертка от других служб, в частности, от служб других дней Страстной седмицы?
— Наша богослужебная практика сложилась таким образом, что мы сейчас живем немножко «наперед», и ту службу, которая должна была бы совершаться вечером в четверг, мы совершаем в четверг утром. В этот день утром будут отслужены Часы (третий, шестой и девятый), Изобразительны (небольшая служба, внешне напоминающая Литургию), потом начнется вечерня, переходящая в Литургию. Литургия в этот день служится по чину свт. Василия Великого. Литургия свт. Василия Великого, по особенному торжественная и полная, служится теперь всего лишь 10 раз в году: пять воскресений Великого поста, в Рождественский и Крещенский сочельники, в Великий Четверток и Великую Субботу, а также в день памяти самого Святителя Василия Великого.
В Великий Четверток Литургия, кроме всего прочего, отличается еще и тем, что на протяжении службы несколько раз звучит один и тот же тропарь, который православные знают наизусть – он присоединяется к молитве ко святому причащению:«Вечери Твоей тайной сегодня, Сыне Божий, причастником меня прими: я не поведаю врагам тайну Твою, не дам поцелуй Тебе, яко Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебя! Помяни меня, Господи, во царствии Твоем!»
«Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.»
Этот тропарь поется вместо Херувимской песни, вместо причастного стиха, во время и после Причастия.
— Что важно сделать в этот день, чего нельзя упустить?
— В народе этот день называется – Чистый Четверг. В богослужебных книгах такого названия мы не найдем, поскольку оно имеет исключительно народное происхождение.
В народе бытует суеверие: «В Чистый Четверг каждый уважающий себя христианин непременно должен искупаться до рассвета». В результате — у таких «православных» весь смысл праздника сводится к внеочередному купанию. И это очень печально.
Конечно, в этот день желательно попасть на богослужение и приступить к Святым Христовым Тайнам. В тот день, когда Церковь празднует установление Господом Таинства Святого Причащения, для православного христианина очень важно быть на Литургии и причаститься, чтобы стать сопричастником Тайной Вечери.
Грустно, когда человек приходит на Литургию, стоит всю службу – и не приступает к Причастию. В первые века христианства это было бы невозможно — первые христиане причащались на каждой Литургии, на которой присутствовали. Во времена свт. Василия Великого это могло происходить четыре раза в неделю.
Отрадно, что в последнее время важности Таинства Причащения уделяется все больше внимания. Дореволюционное правило причащаться один раз в каждом посту и в День ангела, уже уходит в прошлое. Очень радует, что в православной среде возрождается традиция еженедельного причастия.
Ведь самое главное, что нам дает Господь — это Он Сам.


диакон Святослав Сёмак

Популярные сообщения из этого блога

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.

Чем опасно гадание по руке?

КТО ТАКИЕ БАПТИСТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ?