ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
«Для православного
христианина очень важно быть на Литургии и причаститься, чтобы стать
сопричастником Тайной Вечери» — заведующий отделением церковного устава
Киевской клиросной школы диакон Святослав Сёмак.
— Что празднует Церковь
в день, называемый Великим Четвергом?
— В богослужебных книгах
этот день именуется – «Великий Четверток». Это день, в который Церковь
воспоминает установление Таинства Святого Причащения. Именно этот день,
вечером, состоялась
последняя трапеза - Тайная Вечеря Христа со своими
учениками. После трапезы Господь разломал на кусочки хлеб и раздал его со
словами:«Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление
грехов…» (Мт. 26:26) Потом Господь пустил по кругу чашу с вином: «…
пейте из нее все, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во
оставление грехов» (Мт. 26:27-28).
Так Господь установил
Таинство Причащения, сказав ученикам: «…сие творите в Мое воспоминание»
(1 Кор. 11:25).
Главное, зачем Господь
пришел на землю — это не искупление грехов человечества, не прощение человека
Богом за то, что он преступил когда-то Его волю. Господь пришел, чтобы человека
спасти, излечить его от последствий греха, вернуть ему бессмертие, сделать то,
что сам человек сделать не в состоянии.
Христос воплотился, взяв
на себя две природы: Он был полностью Богом и полностью человеком. И Божеством
Своим Он исцелил поврежденную человеческую природу.
Таинством Причащения Он
дал нам присоединиться к этому Божественному началу в человеке – Христос дарует
нам Свое Тело и Кровь, которыми мы можем причащаться и, тем самым, к своей
поврежденной человеческой природе «прививать» Христову природу, исцеленную Им.
И в нас начинают течь соки Божественной жизни.
В этом и состоит
основное значение Великого Четверга – мы воспоминаем день, когда причастие
совершилось впервые.
— Чем отличается служба
Великого Четвертка от других служб, в частности, от служб других дней Страстной
седмицы?
— Наша богослужебная
практика сложилась таким образом, что мы сейчас живем немножко «наперед», и ту
службу, которая должна была бы совершаться вечером в четверг, мы совершаем в
четверг утром. В этот день утром будут отслужены Часы (третий, шестой и
девятый), Изобразительны (небольшая служба, внешне напоминающая Литургию),
потом начнется вечерня, переходящая в Литургию. Литургия в этот день служится
по чину свт. Василия Великого. Литургия свт. Василия Великого, по особенному
торжественная и полная, служится теперь всего лишь 10 раз в году: пять
воскресений Великого поста, в Рождественский и Крещенский сочельники, в Великий
Четверток и Великую Субботу, а также в день памяти самого Святителя Василия
Великого.
В Великий Четверток
Литургия, кроме всего прочего, отличается еще и тем, что на протяжении службы
несколько раз звучит один и тот же тропарь, который православные знают наизусть
– он присоединяется к молитве ко святому причащению:«Вечери Твоей тайной
сегодня, Сыне Божий, причастником меня прими: я не поведаю врагам тайну Твою,
не дам поцелуй Тебе, яко Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебя! Помяни меня,
Господи, во царствии Твоем!»
«Вечери Твоея тайные
днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни
лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи,
во царствии Твоем.»
Этот тропарь поется
вместо Херувимской песни, вместо причастного стиха, во время и после Причастия.
— Что важно сделать в
этот день, чего нельзя упустить?
— В народе этот день
называется – Чистый Четверг. В богослужебных книгах такого названия мы не
найдем, поскольку оно имеет исключительно народное происхождение.
В народе бытует
суеверие: «В Чистый Четверг каждый уважающий себя христианин непременно
должен искупаться до рассвета». В результате — у таких «православных» весь
смысл праздника сводится к внеочередному купанию. И это очень печально.
Конечно, в этот день
желательно попасть на богослужение и приступить к Святым Христовым Тайнам. В
тот день, когда Церковь празднует установление Господом Таинства Святого
Причащения, для православного христианина очень важно быть на Литургии и
причаститься, чтобы стать сопричастником Тайной Вечери.
Грустно, когда человек
приходит на Литургию, стоит всю службу – и не приступает к Причастию. В первые
века христианства это было бы невозможно — первые христиане причащались на
каждой Литургии, на которой присутствовали. Во времена свт. Василия Великого
это могло происходить четыре раза в неделю.
Отрадно, что в последнее
время важности Таинства Причащения уделяется все больше внимания.
Дореволюционное правило причащаться один раз в каждом посту и в День ангела,
уже уходит в прошлое. Очень радует, что в православной среде возрождается
традиция еженедельного причастия.
Ведь самое главное, что
нам дает Господь — это Он Сам.
Комментарии
Отправить комментарий